Кто расплатится за «безалаберность» коммунальщиков?
Вот уже три дня подряд президент Дмитрий Медведев на разных уровнях обсуждает самую больную и самую неразрешимую для страны проблему — ЖКХ. В понедельник он провел на эту тему общероссийский интернет-прием граждан, во вторник собрал в Сыктывкаре заседание президиума Госсовета, сегодня вопросам развития жилищно-коммунальной сферы будет посвящена встреча президента с лидерами политических партий, представленных в Госдуме. «ЖКХ — тяжелая тема, — написал Дмитрий Медведев в своем блоге в «Твиттере» после заседания президиума Госсовета. — Обсудили, что должны предпринять, чтобы качество улучшилось, а граждане платили понятные деньги».
Проблемами ЖКХ озабочено и федеральное правительство — в октябре Медведев дал ему поручение разработать правовые механизмы, предусматривающие законодательную ответственность управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилкооперативов и прочих специализированных организаций за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Таким образом, улучшение жилищно-коммунального обслуживания населения, модернизация этой сферы становится одной из главных задач внутренней политики. Президент об этом сказал очень откровенно: «Если ничего не делать, то через пять-семь лет наступит катастрофа».
Удивительно, что эти горькие слова главы государства произнесены спустя 13 лет после начала в 1997 году реформы ЖКХ. Цитируя выступление Медведева на Госсовете, попробуем подвести ее итоги. Во-первых, «сегодня более четырёх с половиной миллионов граждан России проживает в ветхом или аварийном жилье, причём мы с вами понимаем — эта цифра занижена, и занижена по вполне практическим соображениям: просто если мы реальную цифру назовём, то масштабы бедствия будут ещё больше…». Во-вторых, «в капитальном ремонте нуждаются до 40 % жилых домов, но, опять же, эта цифра требует ещё окончательной оценки».
В-третьих, «до сих пор не выработано долгосрочное решение по механизмам финансирования капитального ремонта» (принятый в 2004 году Жилищный кодекс возложил эту ответственность на собственника, но собственников, которые способны оплатить такой ремонт, в стране очень мало). В-четвертых, «более 60 % основных фондов коммунального хозяйства отслужили свой нормативный срок». В-пятых, у государства нет средств, чтобы «поднять» ЖКХ (на это, по словам главы Минрегионразвития Виктора Басаргина, требуется 6 триллионов рублей), поэтому «нужно искать деньги — не только федеральные, не только региональные, но и бизнес развивать, наших граждан стимулировать».
В-шестых, «люди не должны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления», однако, из года в год счета за коммунальные услуги растут, а качество этих услуг не повышается. Наконец, выясняется, что государство даже не знает
1d61
, чем оно владеет — многие государственные коммунальные активы до сих пор не зарегистрированы. Как сказал Медведев, «это просто бардак».
Вывод после перечисления этих пунктов может быть только один: реформа ЖКХ, как и некоторые другие реформы, которые были когда-то объявлены, успешно провалена. В так называемые «тучные годы» власть, видимо, слишком увлеклась процессом «поднимания России с колен» за счет экспорта сырьевых ресурсов и выстраиванием своей вертикали, и потому совсем забыла о такой мелочи, как «коммуналка». В результате мы имеем бесконечное латание дыр давно изношенного оборудования, неэффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством, какие-то хитрые схемы чиновничьего участия в распределении госинвестиций и постоянное удорожание услуг ЖКХ при почти полном (в большинстве случаев) отсутствии их качества.
Как правило, никто из высокого начальства никогда не отвечает за провал реформы. Все бремя тягот и расплат ложится на плечи граждан. Так, вероятно, будет и на этот раз. Государство давно намекает на то, что оно готово расплатиться за свои долги по невыполненным вовремя капитальным ремонтам жилья деньгами из наших кошельков. Коммунальные тарифы растут, уже в два раза обгоняя темпы инфляции, но власть полагает, что это неизбежно. У государства нет денег на модернизацию ЖКХ (речь идет о дополнительных 2,5 триллионах рублей), и власть мечтает о том, чтобы решить эту проблему за счет частных инвестиций — на один рубль из федерального бюджета должно приходиться восемь внебюджетных рублей.
Однако опрошенные, например, газетой «Ведомости» эксперты говорят о том, что для привлечения в отрасль этих средств необходимы, в первую очередь, такие условия, как конкурентная среда и ресурсосбережение. Ни того, ни другого в сверхцентрализованной и сверхмонололизированной системе ЖКХ нет. Конкуренция частного бизнеса с государством пресекается на самом высоком — законодательном уровне, который ограничивает доступ «частников» на рынок производства тепла и энергии. Другая причина состоит в том, что бизнес вообще не понимает, как государство формирует и регулирует тарифы. Эксперты советуют власти прежде заняться финансированием интеграции ЖКХ в рыночную экономику, а потом уже искать частные инвестиции.
Иную точку зрения на эту проблему высказывает заместитель главы фракции «Справедливая Россия» в Госдуме, известный экономист Оксана Дмитриева. Она считает, что сумма около трех триллионов рублей, которую наши граждане платят сегодня за ЖКХ, запредельна. При нынешнем материальном положении подавляющего числа россиян все их возможности по оплате коммунальных услуг практически исчерпаны. Государство обязано не только жестко контролировать монополистов, но и фактически национализировать эти структуры. Только в этом случае, полагает Дмитриева, возможно реальное снижение тарифов.
Пока специалисты спорят о том, как ограничить аппетиты естественных монополий и привести в чувство «безалаберных» коммунальщиков, мэр Москвы Сергей Собянин уже занялся решением этой проблемы на практическом уровне. Вчера он заявил о том, что темп роста коммунальных тарифов в столице будет замедлен. «Тарифы не должны быть беспредельными», — подчеркнул Собянин.