Лоббист петербургской промышленности: Кластер — только механизм, а многие решили, что это чудо

фото предоставлено аппаратом помощников Сергея Бодрунова фото предоставлено аппаратом помощников Сергея Бодрунова

Координатор Промышленного совета Санкт-Петербурга Сергей Бодрунов объяснил корреспонденту ИА REGNUM Новости свое видение развития промышленности в Санкт-Петербурге.

ИА REGNUM Новости: В Санкт-Петербурге представлена новая концепция развития промышленности. Много говорят о кластерной политике: четыре построенных автозавода создали автокластер, впереди — появление фармацевтического кластера. Такое вычленение отдельных отраслей экономики оправданно?

Кластер — не механический набор из нескольких заводов, и автокластера в европонимании у нас пока нет. Да и «кластеризация» промышленности — это важный процесс, но не панацея. Надо думать в первую очередь не о кластере и не о том, как его развивать и из чего он будет состоять. Кластер — это только механизм. Надо менять технологические платформы, идеологические устои, на которых будет развиваться промышленность города. Ведь мы сегодня в Санкт-Петербурге, по большому счету, продолжаем развивать то, что во всем передовом мире давно пройдено и забыто. То есть как продукты потребления они не забыты, но в качестве драйверов роста непригодны.

В любой экономике — любого периода, на любом пространстве — есть тот, кто тянет все за собой вперед. Возьмем 60-е годы — в Европе был бум автопрома — новые технологии производства машин, новые дороги… Развиваются сборочные предприятия, следом — автокомпоненты, следом — технологии строительства дорог и так далее. И кто первый начал, кто потащил за собой экономику, тот и снял главную прибыль. Пока остальные не подтянулись, деньги потребителя поступают именно в эту часть экономики, которая стала интересна. Драйвер роста реализуется, этот сегмент экономики за счет этих денег реинвестируется и продолжает расти. Но наступает — отмечу, всегда! — некий предел, момент насыщения рынка этим продуктом, этой услугой — и надо искать новые драйверы.

ИА REGNUM Новости: Так это естественный процесс!

Разумеется. Нужно нечто новое, чтобы продолжать развиваться, быть интересным потребителю и — продолжать получать прибыль. Получив предел рынка по автомобилям, Европа попыталась найти новые сферы роста экономики, двинуться дальше, но там ее уже ждала Америка — в 1990 годы именно США стали драйвером роста в новой отрасли, а именно, в IT-технологиях. Эти технологии развивались бешеными темпами — ничто не могло да и сейчас еще не может с ними сравниться, также как и с интересом потребителей к ним. Они стремительно росли, создавали все новые и новые рынки и занимали их. Так вот сейчас в экономике Санкт-Петербурга таких драйверов роста, к сожалению, нет.

ИА REGNUM Новости: А п
27b3
онастроенные заводы автопрома
?

Это драйвер роста 60-х годов. Почему производители машин идут сюда? Потому что свой рынок насыщен. За счет технологий они развиваться такими же темпами, как раньше, не могут, потому что это уже отработанная технологическая платформа. Значит, им нужны новые рынки, где они еще будут востребованы, вот они и пришли.

ИА REGNUM Новости: Вы против работы здесь иностранных концернов?

Да нет же! Промсборка — это, конечно, неплохо для потребителя. Но технологического рывка мы от нее не получим. Я против того механизма, который сегодня реально работает. Нам привозят технологии, уже неинтересные на Западе, но на самом деле они скоро будут и нам неинтересны, так как не дадут возможности вырастить на их базе собственную технологическую платформу. Ведь принципиально новые технологии в традиционном автопроме сегодня не видны да и просто не нужны — автомобильный бум в мире прошел, и тех доходов, которые были возможны на этапе бума и которые позволят что-то суперновое создать, мы уже не получим. Ничего прорывного тут не сделаешь — происходит просто насыщение, забивание нашего рынка чужими и неновыми с технологической точки зрения продуктами. Но реальных новаций к нам не привезут — для режима промсборки они не требуются.

ИА REGNUM Новости: Но ведь есть требование премьер-министра о 50%-й локализации производства здесь, в России.

Это — верное требование. Надо построить такие механизмы привлечения иностранцев, которые помогут нам получить максимально продвинутые технологии. А для этого нужно закладывать в продление договоров с автоконцернами на работу в России не только углубление локализации производства, но и предоставление технологий. Кроме того, наши органы контроля — местные власти, налоговые и антимонопольные органы — должны четко следить за выполнением этих договоров. Весь мир должен знать: вход на российский рынок — только через предоставление технологий.

Наконец, в законодательном порядке и в сознании общества необходимо изменить понятие что такое иностранные инвестиции. Ведь прямые инвестиции — это не когда кто-то приехал и купил здесь производство. Таким образом этот «кто-то» развивает свой собственный бизнес. Необходимо, чтобы привозили технологии, специалистов, которые продолжат работу здесь на длительной основе, и все это должно быть закреплено договорами.

ИА REGNUM Новости: Такие изменения можно внести только на федеральном уровне?

Да, но петербургские власти могут и должны ставить перед федеральным центром соответствующие задачи, а на местном уровне — заключать договоры с учетом трансфера в наш город технологий и, разумеется, способствовать развитию производств через создание инженерной инфраструктуры на участках будущих промзон.

ИА REGNUM Новости: Вроде бы создается же инфраструктура.

Ее недостаточно. И с территориями у нас сложно. И с энергомощностями, и с транспортной доступностью. Это ведь город, а нужна агломерация, то есть и то, что вокруг. Для парка под производство автокомпонентов три года назад нам был нужен участок в 100 га. В городе не нашли. И мы пошли работать в Ленинградскую область — и землю купили — без инфраструктуры, конечно, — и завод построили. Кроме того, необходимо еще видеть, какая инфраструктура, внимательно следить за мировыми тенденциями. Ведь иногда и больших производств, технозон не надо. Например, программное обеспечение. Что такое технопарк в данном случае? Это, грубо говоря, — приличный бизнес-центр с компьютерами и специальными кабинетами, в одном из которых стоит сервер — вот и все.

В Санкт-Петербурге сейчас полно маленьких компаний, которые в оффшорном режиме разрабатывают программы для крупнейших мировых компаний — и кто от этого в основном выигрывает? Они или те, кто дает им аутсорсинговые работы? Обеспечьте выгодный налоговый режим существования этих компаний, помогите получить небольшой кредит в банке для покупки сервера — вот вам и парк, а плюс кое-какая сетевая инфраструктура и оргрешения — вот и старт кластера, это же не оборонную промышленность поднимать с колен! А между тем, это — настоящий драйвер роста, в котором через 10-15 лет будет заинтересовано полмира, и именно благодаря таким компаниям развивается, например, Индия, тот же Бангалор!

ИА REGNUM Новости: Так что требуется от городских властей?

Определиться, каким мы хотим видеть наш город через 15-20 лет. Понять его «лицо». И под это будущее сформировать концепцию, план развития всех структур, в том числе — нашей промышленности, основы городской экономики. Дать, можно сказать, мощный и длительный горзаказ на «новую экономику». Как в свое время в Эстонии: был государственный заказ на создание электронного правительства — электронных систем управления городским хозяйством, оповещения и так далее. Если будет такой постоянный «фоновый» заказ, то компании по программному обеспечению будут сидеть в Санкт-Петербурге и параллельно выполнять массу коммерческих заказов. Так мы удержим здесь кадры, которые сейчас многие вузы выпускают на улицу, мимо профессии, или, если хорошие специалисты получились — сразу за границу. Будет развитие, перспектива — останутся здесь — работать, творить, создавать. И не надо ничего придумывать, чем-то их заманивать.

ИА REGNUM Новости: Но в малых предприятиях работает мало людей. А Санкт-Петербург — почти 5-миллионный город.

Во-первых, это не так. С малым бизнесом у нас связано под миллион жителей, мы — лидеры в России по этой позиции. А во-вторых, найти драйверы роста экономики — это одна задача, а загрузить работой людей — это совершенно другая, и решается она другими методами. Хотя, кстати, мировой опыт показывает, что в конце концов люди приходят работать именно в отрасли — драйверы экономического роста. На то они и драйверы!

.