В Чувашии решили "самую-самую такую проблему" детсадов

24 ноября на заседании правительства Чувашии была обсуждена «самая-самая такая проблема»: семьи, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, будут получать компенсационные выплаты. Принятие пилотного проекта, который будет запущен в жизнь в апреле 2011 года, вызвало больше всего вопросов и эмоций у чиновников и депутатов, которые порой переходили на финансовые откровения, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости . Глава Минобразования Чувашии Галина Петрова , представляя проект документа, сразу остановилась на благих целях: в частности, было отмечено, что он разработан в «целях государственной и муниципальной поддержки семей, дети которых не посещают детские сады и в целях развития семейного воспитания». В число «пилотников» вошли три муниципалитета, которые «имеют самую высокую очередь и самую большую долю детей от полутора до трёх лет», не посещающих детские сады — Чебоксары (67,2%) и Чебоксарский район (62,4%), Канаш (75,3%).

Под проект подпадают только дети 1,5 -3 лет, при этом семья должны быть признана социальными службами малообеспеченной. «Не надо состоятельных, они нянек могут нанять», — поддержал позицию министерства президент Чувашии Михаил Игнатьев . Всего детей указанного возраста в трёх муниципалитетах — 8.541, более половины из них — это дети из малоимущих семей. Выплаты, которые будут носить «заявительный характер», предлагается назначить 4.500 детям. Размер пособия — 4.330 рублей, из них средства республиканского и местного бюджетов составят по 50%. Казне двух уровней это обойдётся в 175 млн рублей, в том числе затраты на выплаты столичным семьям составят 131 млн рублей, города Канаш — 28 млн рублей, Чебоксарского района — 16 млн рублей.

Галина Чернова отметила, что реализация проекта позволит сократить очередь в детские сады и снять социальное напряжение. По данным Минобразования республики, в Чебоксарах опросы родителей, чьи дети посещают детские сады, показывают, что около 40% готовы получать пособие вместо места в дошкольном учреждении — в итоге, как полагают в министерстве, это позволит освободить 1.216 мест в ДОУ и обеспечить местами почти всех детей старше 3 лет, стоящих в очереди. «И тогда практически все дети старше 3,5 лет, а именно эта группа детей нуждается в детских садах более всего, смогут их посещать», — считает министр.

В числе ожидаемых эффектов — «сохранение психического, физического здоровья ребёнка, его эмоционального комфорта». «Всё мы знаем, что дети этого возраста гораздо комфортнее чувствуют себя в семье. Вдвое меньше, по официальным данным, болеют в домашних условиях, чем в детских садах», — пояснила глава Минобразования. Она также отметила, что в рамках проекта за счёт пособий предполагается «расширение образовательной среды для детей»: «Сегодня достаточно бурно развивается рынок, где работают частные центры развития. Часто родители, скооперировавшись, могут нанять частных воспитателей. Таким образом можно повлиять, и я думаю, что повлияем, на развитие негосударственно
2ae6
го сектора образовательных услуг, то есть будет развитие самозанятости».

Министр также обратила внимание на риски при реализации проекта: «возможное возмущение родителей других муниципалитетов, где тоже есть очередность» и использование пособия «не в интересах» ребёнка. Оба риска, по словам Галина Черновой, «стандартные, обычные».

Глава Минобразования, комментируя процесс разработки пилотного проекта, сообщила, что «спорили очень обширно, много раз меняли ситуацию» и в целом пришли к общей позиции, однако «два разногласия на сегодня не сняты». Претензии Минздравсоцразвития свелись к необходимости увеличения расходов в связи с увеличением работы «на содержание» территориальных органов соцзащиты в муниципалитетах. Кроме того, администрация Чебоксар отказалась поддержать проект, так как «у них нет средств в местном бюджете на софинансирование».

Разбираться начали по порядку. Глава Минздравсоцразвития Чувашии Венера Муллина озвучила объём работ социальных работников: в Чебоксарах, к примеру, работает 47 человек на 104,9 тыс. льготополучателей. И посетовала на то, что с нового года «у нас ещё дополнительные полномочия федеральные возлагаются, конечно же, потребуются дополнительные расходы». «Сколько человек потребуется — примерно, грубо? — повторил свой вопрос Михаил Игнатьев. — Вы так и не ответили. Если не говорите, значит, на словах говорите, на эмоциях, а на деле, значит, не нужно». «Мы предполагаем, что хотя бы восемь человек в каждое территориальное отделение нужно», — сказала министр, отметив, что «это очень скромный подсчёт». Однако президент «не совсем» понял «смысл» в дополнительных людях: «Если база данных есть, Петров Иван Иванович, или Марья Ивановна, плюс там 4.330 рублей в компьютер вбили и всё — пособие они получили». «Дело ещё нужно на каждого формировать», — начала было Венера Муллина, однако Михаил Игнатьев её перебил: «Ну и что? Это ваша работа». «Ещё четыре месяца остаётся (до начала реализации проекта — ИА REGNUM). За это время по таким порциям это вполне могут проглотить. Ничего страшного, Венера Петровна», — попытался утешить и успокоить министра глава Минфина Чувашии Николай Смирнов.

Если с первым разногласием к согласию пришли быстро, то с Чебоксарами разбиралась долго. Сити-менеджер столицы Николай Емельянов сослался на то, что в рамках программы дошкольного образования из бюджета города нужно дополнительно изыскать 300 млн рублей на строительство трёх детских садов — в 2001 и 2012 годах, при этом остальные 50% составят расходы республиканского бюджета. «Вот сейчас бюджет составляю, ломаю голову, где мне найти такие деньги», — сетовал глава чебоксарской мэрии. Игнатьев попросил озвучить «пессимистичный и оптимистичный варианты». Первый вариант с финансовыми пропорциями 70 на 30 (70% — местный бюджет, 30% — республиканский — ИА REGNUM) «отказался подписывать вообще», признался Емельянов. Равная доля софинансирования, продолжил глава столичной администрации, оптимистичный вариант. «Но может быть сегодня цифра уже будет названа 30 на 70? Тогда я приветствовать буду», — открыл торги Николай Емельянов.

«На сегодняшний день, если с другой стороны, самая-самая такая проблема, существенно значимая, в основном в городском округе — городе Чебоксары», — раздумывал президент. Однако Емельянов продолжил с удвоенной энергией озвучивать муниципальные бюджетные траты на дошкольное образование в этом, 2010 году: 80 млн на один садик, 70 млн рублей на начало реконструкции ДОУ на улице Фруктовой, которое планируется запустить в 2011 году. «Николай Иванович, какое решение нам надо принять? Мы можем отклонить этот документ, оставить на следующий раз. И без конца всё это будет», — начал терять терпение президент. «Я ходатайствую об изменениях процентных отношений между республикой и городом в сторону уменьшения обязательств со стороны города», — умерил пыл градоначальник. «Но и так на шаг пошли в вашу пользу, — мрачно заметил Михаил Игнатьев, высказав мнение, что на строительство и реконструкцию детских садов может уйти 10-15 лет. — И в итоге у нас ни так, ни сяк не решится». На замечание президента Николай Емельянов отреагировал другим замечанием: было подчёркнуто, «что строительство садиков снимет по городу Чебоксары локальное напряжение». «А в целом по городу этот пилотный проект привлекательный, интересный, и я его полностью поддерживаю», — согласился в завершение своей аргументации Емельянов, вновь попросив изменить пропорции софинансирования.

В ходе осуждения спикер Госсовета Чувашии Михаил Михайловский , мнением которого поинтересовался президент, отметил, что «дополнительное пособие по безработице получается практически»: «Вопросы дошкольного воспитания мы снимаем с плеч долой как бы получается, что тоже совсем неверно, как мне кажется. Но напряжение надо снимать». И предложил все расходы переложить на республиканский бюджет. «Казна одна, Николай Васильевич (министр финансов — ИА REGNUM), мотать головой не надо», — раздражённо заметил спикер, констатировав, что это снимет необходимость в новых соцработниках. «Есть казначейство, полно людей сидит у Николая Васильевича. Давайте будем решать, чем они занимаются», — двусмысленно прозвучало предложение Михайловского.

Николай Смирнов тактично заметил, что «бюджеты-то врозь вообще-то». Кроме того, ещё более тактично напомнил министр депутату, что законодательством полномочия органов власти, в том числе по решению вопроса обеспечения мест в ДОУ, разграничены. И республике брать на себя полностью «полномочия районов и городов, наверное, не совсем верно», поэтому должно быть софинансирование. Министр финансов также дипломатично напомнил, что, к примеру, инвестиционные программы могут быть профинансированы за счёт средств федерального бюджета только при условии регионального софинансирования. «Они (федеральные органы власти — ИА REGNUM) тоже не предусматривают, не учитывают эти расходы. Нам говорят: «Ищите резервы», — подчеркнул Николай Смирнов, заверив, что «у города есть возможность», и «расчётный профит он присутствует всё-таки». На это замечание эмоционально отреагировал Николай Емельянов: «Восемь лет вы мне говорите про профицит бюджета города Чебоксары, и восемь лет мы принимаем с большим дефицитом. Наверное, в заблуждение людей и окружающих в вашей финансовой грамотности не нужно вводить». «Чебоксары из года в год выползают сегодня за счёт кредитных ресурсов», — увлёкся глава администрации Чебоксар, даже не услышав реплику президента о прекращении «восьмилетней» дискуссии.

Завершая обсуждение, Михаил Игнатьев констатировал, что документ принимается «с теми же условиями, как в проекте».

.